Счётчик посещений

4754012
Сегодня Сегодня 34
Вчера Вчера 2097
На неделе На неделе 9906
В месяце В месяце 53526
Всего Всего 4754012

Перевод сайта

Promt Translator

Система образования в России

 

Профсоюз образование

 

 

Российская государственная библиотека

 

 

 

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей от двух до трёх лет

Жижакина Наталья Витальевна, учитель-логопед, специалист ПМПк, МДОУ «Надежда»

Уважаемые родители, развитие речи – главное в этом возрасте, поэтому нужно сделать всё возможное, использовать все бытовые ситуации, фантазию и терпение, чтобы помочь ребёнку в этом.  В возрасте от 2-х до 3-х лет ведущим психическим процессом является восприятие (тактильное, зрительное, слуховое),  необходимо задействовать все органы чувств ребёночка, окружить его яркими, красивыми игрушками, предметами, с которыми можно действовать, катать, кидать, разбирать, собирать, рвать, сминать, складывать, трогать, нюхать, слушать, пробовать.

Наилучшим образом этому способствуют различные виды гимнастики. В первую очередь поговорим обо всем известной и такой увлекательной для детей пальчиковой гимнастике. Это веселое и полезное занятие, в процессе которого развиваются не только творческие способности и фантазия, но и речь, внимание, воображение, артистизм, память, идёт подготовка кисти руки и пальчиков к рисованию и письму.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика?

 Как известно, регулярные несложные упражнения для тренировки мелкой моторики у детей волшебным образом развивают их речь. На самом деле, все просто! Центр развития речи, который находится внутри головного мозга, очень близко соседствует с центром, отвечающим за пальчиковые движения. Получается так, что, если мы делаем гимнастику с пальчиками рук, активизируется так же речевой центр.  Постоянные занятия с малышом подобными упражнениями дают поразительные результаты.

Для детей любые занятия проводятся до обеда. Ребенок должен быть здоров, с хорошим настроением, накормлен, чтобы ничего не отвлекало. Чтобы упражнения дали наилучший эффект, их надо сопровождать чёткой правильной, эмоционально и интонационно богатой речью, лучше всего проговаривать стихи, т. к. рифмованная речь легче запоминается. Конечно же только приветствуется придумывание каких-то своих слов или поговорок, которые станут только вашими.

Предлагаем вам ряд простых упражнений, сопровождаемых короткими стишками и потешками.

«СОЛНЫШКО  и  ТУЧКИ»

 Тучки прибежали,             ручки в кулачки сжаты, стучат друг о друга

 Солнышко прогнали.

 Солнышко поснулось       пальчики ратопырили, словно лучики, вертим ими.

 Маме улыбнулось.             улыбаемся

 

КОШЕЧКА

Прибежала кошечка.

У кошки на лапках

Есть острые царапки.

Цпа-царап, цап-царап!

 

Очень популярно сейчас и достаточно эффективно применение современных здоровье сберегающих технологий, например, «Су-Джок» терапии.  Массажируя резиновыми ребристыми мячиками, валиками, колючими пластмассовыми, металлическими шариками или пружинками подушечки пальцев, ладошки или тыльную их сторону, проговаривая при этом несложные стихотворения, мы развиваем не только речь ребёнка, но и координацию движений и естественно эмоциональную сферу. Так же популярны аппликаторы Кузнецова, из которых можно легко изготовить всевозможные интересные ребёнку пособия (ёжики, ладошки, мостик, лилии на пруду для пальчиков-лягушат и т.д.). С этой же целью используем всевозможные массажные коврики различной жёсткости (травка, латексные перчатки с мягкими шипами).  Очень полезен и приятен детям массаж деревянными валиками, особенно сосновыми или можжевеловыми.

Очень интересны детям игры с бросовым и природным материалом.

«Игры с фольгой и бумагой» (завёртывание  предметов в фольгу, отгадывание по контуру, сминание, развёртывание, бросание, катание и т.д.).

«Игры с крышками»

Проделывание всевозможных операций с разноцветными крышками от банок, пластиковых бутылок разного размера увлекает детей. Можно раскладывать их по цветным ёмкостям, выкладывать из них мозаику на шаблоны рисунков или без них, строить башенки, играть в футбол, загоняя пальчиками в ворота, устраивать семейные соревнования по катанию крышек «Кто дальше…», вылавливать из воды ситом, перекладывать в тарелки и т.д.;

«Игры с макаронными изделиями»

Выбираем макароны различной формы и величины, можно вместе с ребёнком покрасить их в яркие цвета с помощью пищевых красителей, затем полная воля вашей фантазии: делаем бусы, наряжаем в «юбочки» ватные палочки, сортируем их по цвету, форме или размеру…;

«Игры с крупами, фасолью, орехами и песком»

Отыскиваем игрушку или игрушки разных размеров в крупе; рисуем на крупе или песке, причём разными частями руки (пальчиками, ладонью, косточками кулачка, тыльной стороной); перекладываем в посуду как пальчиками, так и пинцетом, ложками разного размера; достаём со дна тарелки, чашки, любой ёмкости с водой, приклеиваем к шаблонам простых аппликаций, вдавливаем в пластилин и т.д.;

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет;

«Игры с прищепками»

Прикрепляем их к готовым шаблонам, создавая определённый образ; цепляем бельё на верёвку.

«Игры-шнуровки»

Сначала используем простые внесюжетные шаблоны с тремя-четырьмя дырочками, затем можно усложнять игру, привязывая предметы в определённые места.

Поделки с использованием пластилина-замечательное средство для развития мелкой моторики пальцев рук (скатываем шарики, колбаски, расплющиваем, вытягиваем). Делаем маски из обычной одноразовой тарелки, лилии с лягушатами на озере из яичной скорлупы;

«Пальчиковое рисование» является просто сокровищницей как для развития речи, моторики, координации движений, тактильных ощущений, так и познавательных процессов ребёнка, не говоря уже об удовольствии от подобной игры; стараемся задействовать все части кисти руки (пальчики, ладошку, ребро, кулачок);

 

 

«Обводилки»

Обводим контуры предметов, животных по трафаретам внутри или снаружи, учим детей придерживать их второй рукой.

«Пальчиковый театр»

Одна из главных ценностей пальчикового театра – это то, что с его помощью ребенок попадает в волшебный мир сказки, создаваемый и управляемый им самим. Ребенок может быть зрителем, актером, режиссером и сценаристом одновременно.

«LEGO» конструкторы с крупными деталями, как мягкими, так и твёрдыми, мозаика.

Для достижения нужного результата любые пальчиковые игры должны проводиться достаточно часто, очень эмоционально, обязательно должны сопровождаться речью взрослого. Просьбы, поручения, инструкции и вопросы к ребёнку должны быть краткими и понятными.

Уважаемые родители, потратьте на эти занятия немного своего внимания, времени, души и, поверьте, вскоре ваш ребёнок обязательно порадует Вас своей весёлой звонкой болтовнёй.

Список  источников

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.

2.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). - СПб.:  «Паритет», 2005.

3. Воронина Л.П., Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. Издательство: Детство-Пресс, 2013.

4. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/     Под ред. О.С. Ушаковой. – 2-е изд., доп., исправ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1984.

6. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. Издательство «Мозаика-синтез», 2010.