Итоги работы секций школьного образования

29 августа 2018 года на базе школы № 5 в рамках августовской конференции состоялась работа кабинетов Проектного офиса, другими словами педагогических площадок конференции, где обсуждались и прорабатывались актуальные вопросы и проблемы современного образовательного процесса.

Содержательное наполнение кабинета «Школа цифрового века» привлекло внимание обширной аудитории, а именно более 40 человек из числа педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных организаций приняли участие в обсуждении вопросов, связанных с использованием цифровых технологий в образовательном процессе.

Фотогалерея Выступающие педагоги представили результаты успешной работы в среде электронного обучения, продемонстрировали возможности использования цифровых образовательных технологий для обеспечения интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности обучающихся, персонализации обучения, ранней профилизации и успешной социализации школьников. Поделились опытом применения игровых, соревновательных, коллективных методик на основе использования ИКТ; представили преимущества электронных технологий при проведении мониторинговых исследований и аналитических процедур.

 

Обсуждение вопросов сетевого взаимодействия (в том числе с ВУЗами), расширение практик углубленного обучения для мотивированных детей объединило заместителей руководителей и педагогов. В ходе работы кабинета «Современное содержание школьного образования» представлен опыт внедрения образовательных практик, ориентированных на развитие метапредметных навыков, повышение самостоятельности и мотивации обучающихся в рамках действующих федеральных государственных образовательных стандартов.

Кабинет «Инвестиции в воспитание – ключевая ставка на социальную устойчивость»: педагогические и руководящие работники обсудили эффективное взаимодействие субъектов воспитания внутри и вне системы образования как условие создания равных возможностей и успеха каждого обучающегося.

Были представлены модель формирования социальных качеств обучающихся старших классов в продуктивной деятельности, особенности взаимодействия специалистов воспитательного сопровождения школы при работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, обучение проектной деятельности детей с ОВЗ через взаимодействие педагога и родителей.

Продуктом работы стала уточненная схема взаимодействия субъектов воспитания. Участники кабинета утвердились в мысли, что одна из приоритетных целей в рамках современного российского образования – воспитание гармонично развитой социально ответственной личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей. Были внесены предложения в проект резолюции конференции.

В работе кабинета «Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех» приняли участие 45 учителей начальных классов и заместителей директора по учебно-воспитательной работе.

Учителя начальных классов поделились опытом работы по следующим направлениям: «Внедрение проектных и коллективных методик на основе использования цифровых инструментов; «Использование цифровых инструментов в самостоятельной учебной деятельности школьников»; «Использование сетевых сервисов в учебном процессе»; «Онлайн – сервисы как один из способов развития самостоятельности учебной деятельности младших школьников»; «Образовательные практики по формированию читательских умений на основе реестров затруднений».

Образовательные практики ориентированы на развитие метапредметных навыков, на повышение самостоятельности и мотивации младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО представлены в различных формах: выступление, презентация, практикум, мастер-класс.

Целью рабочего кабинета «Кадры для развития образования» стало овладение педагогическими методиками формирования навыков XXI века. Учитывая стремительную скорость социальных, экономических и технологических изменений, очевидно, что в ближайшее десятилетие развитие системы образования будет нацелено на объединение интересов государства и общества, где во главе угла стоит качество образования. Был проведен практикум для педагогических и руководящих работников по управлению качеством образования на основе реестров затруднений. Участники познакомились с системой методического сопровождения молодых педагогов по преодолению профессиональных дефицитов на основе реестров затруднений. Приоритетным направлением системы образования становится предупреждение школьной неуспешности, которая по оценкам психологов закладывается именно в школьном возрасте. Именно с одной из таких методик на основе реестров затруднений познакомились педагоги в ходе работы кабинета.

Происходящие изменения в жизни диктуют необходимость развития иных способов образования, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, формирование навыков самостоятельного движения в информационном поле. Учитывая, что важными для педагогов становится выполнение функций «навигатора» в образовательной цифровой среде, был проведен практикум по обновлению педагогических компетенций путем освоения и внедрения технологий электронного обучения, направленных на повышение учебно-познавательной мотивации. Представлена методика проектной и исследовательской деятельности, формирующей необходимые для успешной жизни навыки и установки.

Кабинет «Развитие и поддержка талантов» включал работу 4-х пространств:

- пространство обобщения опыта по повышению мотивации школьников к получению профессионального образования средствами инновационных педагогических технологий;

- пространство освоения педагогических технологий организации проектной и исследовательской деятельности как средства развития интеллектуально-творческого потенциала современного школьника;

- пространство обсуждения вопросов системы подготовки школьников к участию в высокорейтинговых конкурсах, состязаниях, олимпиадах;

- пространство освоения методик по развитию технического творчества на разных уровнях образования;

В ходе работы был представлен положительный опыт педагогов по созданию условий для обеспечения учащимся возможности освоения дисциплин на углубленном уровне, в том числе совместно с ВУЗами; вопросам мотивации школьников к изучению предметов естественно - научной направленности и их участию в предметных профильных олимпиадах. Презентован опыт о формах работы с одаренными обучающимися в процессе преподавания английского языка; применению элементов образовательной робототехники на уроках физики; использованию различных методов по развитию исследовательской деятельности учащихся; реализации активных методов обучения при подготовке школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам.

Участники пространств обсудили вопросы, связанные с организационно-управленческими аспектами деятельности по развитию одарённой личности на уровне образовательного учреждения и муниципальной системы, использованием современных технологий работы с одарёнными детьми, как на уроках, так и в системе дополнительного образования, направления развития технического творчества детей, начиная с дошкольного возраста и проблемы, связанные с переходом обучающихся с одного уровня образования на другой, с процессом сопровождения процесса подготовки учащихся к участию в высокорейтинговых предметных олимпиадах и конкурсах технической направленности.

Педагоги стали активными участниками мастер-классов и кейс-лабораторий по темам: «Решение исследовательских задач как способ мотивации учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла», «Проект или Исследовательская работа?: Модель для сборки», «Развитие технического творчества на уроках физики посредством решения открытых задач».

В завершении работы пространств участники обсудили план совместных мероприятий технической направленности на базе муниципальных ресурсных центров МАДОУ «Надежда» и МБДО «Ювента». Были внесены предложения по созданию методического инструментария системно-деятельностного подхода с целью организации методической помощи при моделировании путей мотивации учащихся по развитию и поддержке тьюторского сопровождения мотивированных и одарённых обучающихся. Обсудили необходимость создания банка лучших проектных и исследовательских работ воспитанников и учащихся образовательных организаций города и продолжение освоения педагогических технологий по организации проектной и исследовательской деятельности.

В российском образовании не решена проблема фактического неравенства образовательных возможностей, высок уровень образовательной неуспешности. В основе этих проблем — отсутствие системных мер по сокращению учебного отставания и по компенсации низкой активности школьников, пространство реализации комплексной системы профилактики и коррекции трудностей в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Именно эти вопросы были рассмотрены на традиционном заседании кабинета «Равные образовательные возможности успех для каждого» городской августовской педагогической конференции. Педагоги активно работали в методической мастерской, где разработали вариативную модель предшкольного образования «Успешный старт» с учетом образовательного заказа семьи ребенка.

В ходе работы кабинета «Системы поддержки раннего развития» учителя-логопеды, учителя-дефектологи дошкольных образовательных учреждений города Ноябрьска представили опыт создания пространства современных специальных методик и практик, ориентированных на оказание помощи в развитии детей раннего возраста. Педагогами изучены теоретические аспекты ранней комплексной помощи с целью создания единой системы медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, обеспечивающих более полную компенсацию нарушения здоровья, а так же обеспечения подготовки и перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию. Рассмотрен вопрос ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра в контексте освоения педагогических технологий, предоставляющих возможность ранней комплексной помощи путем целенаправленного воздействия корректировать первичные нарушения психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Представлен опыт, обеспечивающий равенство образовательных возможностей: создание вариативной модели предшкольного образования, применение компетентностного подхода в формировании результатов образования у обучающихся с ОВЗ, способы формирования речевой компетенции у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. В ходе работы кабинета раскрыты механизмы совершенствования, взаимодействия педагогов и родителей воспитанников путем разнообразия творческих мероприятий и внедрения современных технологий. Особый интерес вызвал опыт работы МАДОУ «Синеглазка» по реализации программы родительского просвещения «Педагог и родитель - успешное сотрудничество», как одного из условий повышения качества воспитания, оздоровления и развития ребенка.