«Робот в мешке»: итоги подведены

Наше государство сегодня понимает, насколько важно развивать детский пытливый ум в области технического творчества. России нужны инженеры творческие, понимающие меру ответственности каждого перед будущим государства. И робототехника здесь важна и актуальна. Именно она побуждает ребенка развиваться сразу в нескольких научных дисциплинах. Она развивает абстрактное, математическое, инженерное и художественное мышление ребенка. И чем раньше он увлечется этим интереснейшим направлением, конструктивным занятием, тем лучше для него и государства. По этой причине в Ноябрьске много внимания уделяется развитию робототехники уже с раннего возраста.

Фотогалерея

 

8-9 ноября в Центре Ювента состоялся муниципальный конкурс для обучающихся «Робот в мешке», в котором приняли участие школьники города Ноябрьска.

Задача конкурса: приобщение к занятиям технического конструирования и робототехники, привлечение внимания обучающихся и педагогов-наставников к вопросу подготовки команд к региональным отборам «РобоФест-2019» через организацию соревнований роботов, представленных командами по нескольким направлениям.

Команды по 2 человека на каждое из направлений в возрасте 6-17 лет, занимающиеся легоконструированием и робототехникой первый год обучения, азартно соревновались между собой. Активность образовательных учреждений была высокой (МАОУ СОШ №2 УИИЯ, МБОУ СОШ №3, МБОУ СОШ №5, МБОУ «СОШ №6», МБОУ «СОШ №7», МБОУ «СОШ №8», МБОУ «Гимназия №1», МБОУ «СОШ №12», МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла», МБОУ СОШ мкр.Вынгапуровский, Центр Ювента, МБУ «Дворец молодежи»). 60 участников стремились быть лучшими. И это им удалось. Можно с уверенностью сказать: проигравших в конкурсе «Робот в мешке» не было. Проиграли те, кто остался дома.

Конкурс проводился по следующим направлениям: Lego Educations WeDo для участников 1-2 классов, Lego Educations EV3 для участников 2-4 классов, Lego Educations EV3 для участников 5-6 классов и Arduino для участников 6-10 классов – и состоял из двух этапов:

– первый этап – обучающие мастер-классы;

– второй этап – соревнования роботов и защита проектов (в соответствии с направлением).

Обучающие мастер-классы проводили педагоги общеобразовательных организаций и специалисты учреждения сферы молодежной политики. Это было интересно и захватывающе. Происходящим были увлечены и педагоги, и учащиеся. Равнодушных на этих занятиях не было. Все мастер-классы получили оценку «отлично».

Для участников направления Lego Educations WeDo мастер-классы провела Попова Инна Григорьевна, педагог дополнительного образования Центра Ювента, с темой «Вертушка». Ей удалось так «разогреть» своих зрителей, что трудно было понять, где педагог, где ученик. Все творили, спорили, отстаивали свою точку зрения.

Денисова Алина Игоревна, учитель информатики МБОУ «СОШ №6», с темой «Парк развлечений» убедительно доказала, что робототехника – увлекательная и заразительная творческая игра, а не пустое времяпрепровождение.

Рудниченко Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7», с темой «Лунный экскаватор» убедила, что и на Луне нужна техника, которая приблизит ее к Земле, станет спутником теплым и доступным землянину.

Воронина Юлия Леонидовна, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №3, с темой «Тележка с двумя моторами» практически доказала, что в одной конструкции можно поместить несколько моторов с целью увеличения КПД робота. Было интересно и убедительно.

По окончанию мастер-классов командам необходимо было выполнить конкурсное задание на тему «Космические путешествия», а именно, сконструировать модель или композицию с использованием мотора и презентовать свой мини-проект. Для оценки работ были определены следующие критерии: яркая защита проекта, оригинальность идеи, прочность конструкции, использование мотора (или нескольких), написание и объяснение выбора программы. Сконструировать что-то – это половина работы. Нужно уметь описать, доказать, представить. Этому нужно учиться. И ребята показали свои умения. Слушать их было интересно. Выступали со знанием дела и уверенностью в своей правоте.

По набранным баллам победители в данном направлении были распределены следующим образом:

1 место – команда МБОУ «СОШ №7» Шефер Варвара, Шахов Илья, руководитель Макуха М.М.

1 место – команда МБОУ «СОШ №8» Гладкий Андрей, Кощеев Богдан, руководитель Долгова Н.В.

2 место – команда МБОУ «СОШ №6» Лутков Кирилл, Соболевский Артем, руководитель Денисова А.И.

3 место – команда МБОУ СОШ №3 Бурхаев Руслан, Тутынин Илья, руководитель Воронина Ю.Л.

3 место – команда МБОУ «СОШ №12» Крылатов Данил, Пустоваров Степан, руководитель Хотеев С.Л.

По итогам яркой защиты проектов и выступлений команд членами жюри было принято решение о присуждении номинаций:

– победитель в номинации «Командный дух» – команда МАОУ СОШ №2 УИИЯ Егоров Андрей, Болденко Егор, руководитель Люкшина М.В.

– победитель в номинации «Техническая оригинальность» – команда Центра Ювента Дьяков Матвей, Канюка Евгений, руководитель Попова И.Г.

– победитель в номинации «Оригинальность идеи» – команда МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» Мукаилов Мукаил, Шняков Кирилл, руководитель Саверченко А.С.

Участников 2-4 классов направления Lego Educations EV3 объединяли педагоги: Кушей Ирина Зеноновна, педагог дополнительного образования Центра Ювента, с темой: «Сборка трансмиссии», Чумакин Евгений Владимирович, учитель технологии МБОУ «Гимназия №1», с темой: «Сборка подъёмного механизма», Вильданов Равиль Равилевич, специалист по работе с молодежью Дворца молодежи, и Хотеев Сергей Леонидович, учитель технологии МБОУ «СОШ №12», научили команды программировать собранных роботов. Мастер-классы были разнообразны, сложны, но увлекательны. Думаем, что сложность и нравилась участникам, она заставляла думать, искать нестандартные решения. Надо сказать, что по ходу мастер-класса и педагоги сами совершенствовали свое изобретение под убедительными рекомендациями своих слушателей.

Ребята 5-6 классов направления Lego Educations EV3 освоили вместе с педагогами выбор последовательности выполнения задания (Лугманов Рафис Мавлавиевич, учитель технологии МБОУ «СОШ №7»); использование переменных в EV3 (Баязитов Руслан Гамирович, педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия №1»; принципы сборки шагающего робота (Нестеров Николай Анатольевич, педагог МБОУ «СОШ №8»). Эта группа учащихся была по возрасту готова к трудным творческим изысканиям с применением конкретных знаний по  техническим предметам. Педагогам удалось погрузить участников в конкретные области знаний и показать на практике, что школьные предметы важны и необходимы для современного технического творчества.

Практические знания важны и нужны. Это доказали командные соревнования роботов-путешественников. Для робота ставилась цель: за минимальное время проехать по заданному маршруту от Старта до Финиша. Робот должен считать две цветные метки в начале маршрута и зайти в две зоны соответствующего цвета с порядком цветных меток. Последовательность прохождения цветных зон должна соответствовать порядку расположенных после зоны Старт цветных меток. Важным было время заезда, заработанные баллы и штрафы. Время заезда – 120 секунд. Баллы, которая команда могла заработать за задания дополнительно: 50 баллов за прохождение роботом маршрута от Старта до Финиша, еще 50 баллов за прохождение роботом каждой цветной зоны в соответствующем порядке, определенном цветными метками. Но были и штрафные баллы: 50 баллов за то, что робот не «пытался» зайти ни в одну из цветных зон, еще 5 баллов за каждую цветную зону, в которую робот зашел не в соответствии с порядком меток или  не соответствующему цвету. В зачет принимались суммарные результаты попыток: сумма баллов и сумма времени. Поверьте, задание сложное и непростое в выполнении. Участники волновались, а роботы делали, что хотели, до тех пор, пока их создатели не вмешивались в программирование. Волнений было масса. Команды переживали друг за друга: каждый понимал, что техническое творчество – это серия побед и неудач, от которых никто не застрахован. Дух единения царил на площадке.

Победителями в данном направлении стали:

1 место – команда  МБОУ «Гимназия №1» Иванов Кирилл, Зайцев Кирилл, руководители Чумакин Е.В., Баязитов Р.Г.

2 место – команда МБОУ «СОШ №8» Муллагалиев Руслан, Деркач Александр, руководитель Нестеров Н.А.

3 место – команда МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский Саркисян Евгений, Овсиенко Данил, руководитель Самсонов Г.А.

Еланцев Алексей Николаевич, педагог МБОУ «СОШ №7» и Седельников Александр Степанович, заместитель директора МАОУ СОШ №2 УИИЯ, познакомили старшеклассников с возможностями платы Arduino и программным обеспечением. Группа объединила как новичков, так и уже маститых создателей роботов. Но на мастер-классе каждый получил, систематизировал и углубил знания по робототехнике в этой области. Пытливый ум старшей группы находил новое, неизвестное и совершенствовался.

По итогам мастер-классов командам в качестве соревнования необходимо было продемонстрировать полученные знания, выполнив работу по выводу информации на жидкокристаллический дисплей. Судьи оценили команды по двум критериям: правильность выполнения задания и потраченное на него время. Итоги соревнований:

1 место – команда МБОУ «СОШ №7» Сычев Данил, Маматалиев Актимер, руководитель Еланцев А.Н.

2 место – команда МБОУ «СОШ №12» Третьяков Эдуард, Клыжко Владимир, руководитель Хотеев С.Л.

3 место – команда МАОУ СОШ №2 УИИЯ Гараева Амалия, Еремин Леонид, руководитель Седельников А.С.

Прошедшее мероприятие показало, что все новое, интересное, содержательное востребовано детским пытливым умом. Организаторам образования, родителям, педагогам нужно искать для детей дело по душе, чтобы оно тревожило их, побуждало к получению знаний и практических навыков.

Хочется пожелать всем покорения новых вершин знаний в конструировании и программировании роботов, хорошей и качественной подготовки к соревнованиям регионального этапа «РобоФест-2019».